Как можно выяснить, что у ребенка в социальной сети происходит что-то нехорошее?
Об этом могут сигнализировать:
- частые перепады настроения;
- изменение манеры пользования цифровых средств и социальными сетями (ребенок просыпается ночью для входа в Интернет);
- резкое увеличение или уменьшение количества «друзей» на социальных сетях;
- появление «друзей» намного старше самого пользователя;
- появления подозрительных групп;
- наличие оскорбительных фраз или сообщений на странице ребенка;
- удаление страницы с социальных сетей.
Сейчас существует множество способов контролировать своих детей в сети. Каждый родитель способен выбрать лучший вариант для себя и своей семьи в зависимости от провайдера и антивирусного ПО, которыми родители уже пользуются, и конечно, в зависимости от возраста, характера и условий жизни ребенка.
РАССМОТРИМ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ:
- «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ» - как специализированное ПО так и услуги провайдера, включает в себя стандартный набор функций, а именно:
- ограничение времени нахождения ребенка в сети;
- ограничение времени пользования компьютером;
- возможность создания графики с допустимыми часами работы в течение дня;
- блокировка сайтов с запрещенным контентом – создание «чёрных» списков на основе баз данных антивирусного производителя по категориям (наркотики, социальные сети и т.д.) и создание «белых списков» родителем;
- ограничение на запуск приложений (например, игр) и установку новых программ;
- создайте «детский» профиль пользователя на вашем ПК или ноутбуке, где будут лишь предназначенные для детей материалы;
- научите ребенка пользоваться социальными сетями и поисковыми сервисами;
- используйте настройки безопасности/приватности выбранных сайтов для ограничения доступа к личным данным вашего ребенка;
- проверяйте возрастные ограничения сайтов и видеоигр;
- объясните, что в интернете, как и в реальной жизни, не стоит общаться с незнакомыми людьми и тем более раскрывать информацию о себе или семье;
- даже друзьям и знакомым не следует доверять – профиль одноклассника вашего ребенка может быть взломан злоумышленниками;
- приглядывайте за тем, кого ваш ребенок добавляет в друзья в социальных сетях и что публикует в открытом доступе;
- если вашего ребенка в интернете кто-то напугал или расстроил – он должен знать, что в любой момент может прийти к вам и рассказать об этом.
- будьте для ребенка проводником в интернете. Расскажите ребенку о возможностях интернета, продемонстрируйте ему интересные ресурсы, а не только игры и социальные сети;
- будьте в курсе того, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно помнить, что «знать» и «шпионить» — совершенно разные понятия. Ребенок имеет право на неприкосновенность личной переписки. А вот добавить его в друзья в социальных сетях и поддерживать общение на просторах интернета — можно. Так вы будете в курсе того, с кем он общается.
ИНЫЕ, НЕ МЕНЕЕ ОПАСНЫЕ УГРОЗЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
- ВРЕДОНОСНЫЕ ПРОГРАММЫ, загружаемые автоматически при просмотре зараженных сайтов, а так же заражение при использовании файлообменных сетей, дающих другим пользователям доступ к вашему компьютеру;
- НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА, в том числе всплывающие окна и рекламные программы, т.е. получение ребенком вредоносной информации – специально или случайно (например, всплывающая строка в поиске) – о наркотиках, суициде, причинении себе вреда (сюда же входят рекомендации по похудению) и сексуальных извращениях. Часто подростки даже не задумываются о том, чтобы попробовать нечто подобное, но попадая в новую компанию, стесняются отказать.
- КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО – ребенка могут обманным путем убедить предоставить личные данные, (его собственные или ваши) и распространить их в открытом доступе, так же ребенок может передать незнакомцам реквизитами банковских платежных карт, может сфотографировать квартиру, сообщить адрес, показать интерьер и ценные вещи, рассказать, что семья уезжает в отпуск, и т. д.
- КИБЕРБУЛЛИНГ ИЛИ «ТРОЛЛИНГ» – это травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди.
Может принимать разные формы: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве;
- СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:
В настоящее время особо актуальной становится проблема защиты детей от информации, распространяемой в закрытых группах социальных сетей, провоцирующих детей на суицид, всё большую опасность стали представлять собой "игры на выживание" или "игры на вымирание", организованные в интернете создателями так называемых "групп смерти" (группы «Синий кит», «Беги или умри» и т.д.).
Так же опасность представляют незнакомцы в социальных сетях, потому что за каждым из незнакомцев может стоять кто угодно. Об этом с детьми просто необходимо говорить. Важно, чтобы они ценили приватность своего пространства в интернете точно так же, как ценят приватность своего личного пространства дома.
УРПСВТ КМ и УОПП МОБ ГУВД Мингорисполкома
Начинать надо с себя или правила выращивания умных детей
Начинать надо с себя или правила выращивания умных детей
(кормить, баловать и развивать).
Природа наделила каждого из нас талантами и возможностями, какие-то пригодились в жизни, какие-то нет, понятно, что воспользовались мы не всеми ресурсами нашего организма, поэтому, когда у нас появляются дети, есть возможность исправить свои ошибки или ошибки своих родителей – у нас огромнейшее поле деятельности. Тем более, что для каждого родителя его ребенок самый умный, самый красивый, ну просто - особенный. Ведь сколько радости доставляют нам малыши, когда начинают познавать мир, им все интересно, все хочется потрогать, попробовать и мы учим их, открывая какие-то новые и новые таланты, развиваем способности ребенка, заложенные в нем от рождения.
Сейчас существует множество разных методик развития детей, но обычно родители обращаются к врачам-педиатрам, психологам за советом по воспитанию, интеллектуальному развитию ребенка. Раньше врачей интересовало в основном физическое здоровье малыша, а в настоящее время и вопросы развития, питания, психологическая обстановка в семье, все, что как раз играет важную роль в жизни и развитии маленького человека. Как можно составить «инструкцию» по воспитанию умного и всесторонне развитого человека, какие советы можно дать молодым родителям? Оказыватся, все вроде бы предельно просто и складывается из максимума времени для ребенка, правильного поведения взрослых, здорового питания, сна, общения с природой, физических упражнений, развивающих занятий, доверительных отношений и большой любви к детям! Почему же тогда наши дети такие разные, кому-то учеба дается легко, кто-то вынужден буквально сидеть над учебниками, а кому-то вообще все безразлично и единственная мечта – это диван плюс компьютер. Как не упустить важный момент в воспитании малыша, избежать ошибок? Прежде всего, если мы мечтаем гордиться своим малышом, следует забыть о личном свободном времени, практически все время придется уделять ребенку. Начинать общаться с младенцем прямо с рождения, разговаривать (рассказывать, что вы делаете – вот сейчас будем кушать, засыпать, поменяем памперс и т.д.) – не важно, что вам никто не отвечает, главное, малыш слышит ваш спокойный голос, вместе слушать музыку, петь, читать книжки. Многие взрослые на собственном опыте знают, что дети начинают говорить очень рано, повторяя услышанные слова или придумывая свои, если с малышами постоянно общаются. В последующей жизни ребенка занятия музыкой, рисованием, развивающие игры, новые впечатления, дискуссии на волнующие их вопросы - грамотное общение и совместное творчество, сыграют важную роль.
Очень влияет на детей поведение взрослых в семье, ведь для них родители – эталон. Дети непроизвольно копируют нас, даже когда мы этого не хотим, родители для них пример во всем. Важно показать подрастающему поколению правильное поведение в семье: совместно решать семейные проблемы, планирование отдыха, распределение финансов, обязанностей, привлекая ребенка к участию в «семейном совете». С уважением принимать помощь старшего поколения или навещать бабушку и дедушку, помогая им, прислушиваясь к их советам. А если научите малыша сопереживать людям, считаться с мнением других людей, начиная с самых близких и родных – можно не беспокоиться за собственную старость. Не стоит громко сориться или обсуждать при ребенкекакие-то дела на повышенных тонах – обычно маленькие дети пугаются и переживают разлад родителей, плохо спят. А полноценный сон – это хороший отдых, значит ребенок не будет рассеянным и забывчивым.
Мы уже поняли, что без общения интеллектуальное развитие ребенка невозможно, однако очень важно, каким оно будет – с правильной речью, лаской и заботой, любовью и настойчивостью, доверием. Первые уроки в жизни малыш получает от окружающих его людей, а спокойные, доброжелательные и доверительные отношения в семье позволяют ребенку с легкостью учиться познавать мир. Даже если у ребенка не все получается и задание не удалось выполнить – не раздражайтесь, не тормозите его инициативу и фантазию, не упрекайте малыша, а похвалите его за старание, в следующий раз он удивит вас своими успехами.
И вот когда мы так правильно воспитываем наше чадо, вдруг замечаем, что дети стали быстро уставать, снизился аппетит или они наоборот, все время жуют сладости, на коже появились высыпания или излишняя бледность, чаще стали простуживаться, болеть. Оказывается, важную роль в развитии малыша, в том числе интеллектуальном развитии, играет здоровое питание. Ученые доказали, что материнское молоко способно не только кормить и защищать здоровье ребенка от инфекций, аллергии, сахарного диабета и т.д., но и то, что дети, которые находились на грудном вскармливании, спокойнее, уравновешеннее, умнее, у них лучше развит интеллект. Постепенно вводите в рацион малыша прикорм, который лучше всего, конечно, готовить самим, из свежих фруктов, овощей и мяса. Но дети становятся старше и мы, понимаем, что их питание должно быть особенным, ведь они, в отличие от взрослых, быстро растут и развиваются. Конечно, питание должно быть здоровым, рациональным, сбалансированным, но все же, какие продукты помогут работе мозга, интеллектуальному развитию? Прежде всего, питание должно быть разнообразным, врачи-гастроэнтерологи советуют чаще готовить блюда из рыбы, нежирных сортов говядины и свинины, печени, не забывать об овощах и фруктах, молочных продуктах, крупах, яйцах, зелени, ягодах. Обычно мы и используем этот набор продуктов, в чем же секрет? Может быть в щадящей обработке продуктов, чтобы сохранить полезные качества или добавке из морепродуктов (которые многие дети не любят и отказываются кушать), а может просто вместе с ребенком в магазине выбирать самые лучшие и полезные продукты, рассказывая об их важных качествах, чтобы он потом с удовольствием их кушал? Не стоит забывать о витаминах, микроэлементах, для роста и обновления тканей маленького человека, возможно, не достаточно обычного набора продуктов. Часто ранней весной дети становятся забывчивыми, раздражительными и рассеянными, можно посоветоваться с врачом-педиатром о том, какие витамины лучше принимать для возраста вашего ребенка и состояния его здоровья.
Не меньшее значение имеет для детей полноценный сон и отдых, ведь во сне мозг перерабатывает всю информацию, полученную за день. Взрослые, в последнее время, стали необдуманно относиться ко сну, постоянным недосыпанием, бессонницей никого не удивишь, но надо знать, что у детей дефицит сна может вызвать отставание в росте и замедление физического и умственного развития. Не развлекайте малыша перед сном, не позволяйте смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Вы сами увидите, как невыспавшийся ребенок будет себя вести – вначале это скажется на нервной системе – малыш будет капризничать, а затем станет забывчивым, рассеянным, невнимательным, ухудшится память. Конечно, полезен для малыша будет отдых на свежем воздухе, общение с природой поможет гармоничному развитию. Цветы, деревья, насекомые – много нового и интересного, целый сказочный мир для маленького человека. Здесь же можно заняться физическими упражнениями или закаливанием, что поможет укрепить здоровье и развить интеллект ребенка. Как оказалось, дети, умеренно занимающиеся спортом, показывают более высокие результаты в решении логических задач. Однако, прежде необходимо посоветоваться с врачом-педиатром о состоянии здоровья ребенка и знать, что у закаливающих процедур есть свои противопоказания. Важно помнить, что резкое воздействие воздуха, холодной воды, солнца и физических упражнений без предварительной подготовки организма могут принести вред, только при правильном соблюдении воздушного режима, солнечных ванн, обязательной прогулки, купания и гигиенических водных процедурах, ежедневном соблюдении режима дня, процедуры могут носить закаливающий эффект.
Двигательная активность - немаловажный фактор развития ребенка, не стоит слишком ограничивать естественную подвижность детей, просто научите их осторожности, преподайте простые навыки общения с природой и подстрахуйте малыша при необходимости. Можно встретить молодых родителей, которые возят детей в колясках до 3-4 лет, когда ребёнок уже давно ходит, и организму малыша, его мышцам, позвоночнику необходимо развиваться, а мы сами тормозим это развитие. Это смешно, но однажды в магазине я услышала такую фразу: «Да они до школы его будут в коляске возить!». Если ребенок здоров, и нет необходимости в коляске – пусть вовсю бегает, прыгает, ведь малыш полон двигательной энергией, его невозможно удержать, он хочет бегать, прыгать, лазать, а задача родителей – обеспечить ему возможности для движения. Да, это тяжело, надо все время проводить с ребенком, но зато чем старше он будет, тем заметнее будет его хорошая физическая форма, особенно это важно для школы, куда вы отведете крепкого и здорового ученика.
В современном мире, родители все больше времени уделяют работе, личной жизни, меньше времени остается на семью. Как-то незаметно пролетают часы в интернете, мы реже стали ходить в театр, цирк, кино, общение с детьми часто сводится к вопросам о еде, о здоровье, проверке домашних заданий. Мы забываем, о духовных ценностях, семейных традициях, теряем чувство близости, заботы, любви, сплоченности, взаимопонимании. Постарайтесь рассказывать детям о своих предках, смотрите старые альбомы с фотографиями родных людей, приучайте к посещению театра, как к празднику, ходите всей семьей смотреть хороший мультфильм или в зоопарк, в гости к друзьям, где есть дети такого же возраста, вместе украшайте ёлку на новогодние праздники. Терпеливо выслушайте все вопросы ребенка и постарайтесь на них ответить, ведь эти важные для него знания, малыш может получить только от вас, а то, что мы успеваем донести до наших детей, останется последующему поколению. Часто ребенок, становиться связующим звеном, объединят семью, бабушки и дедушки чаще навещают молодую семью, всегда готовы прийти на помощь любимому чаду, но важно, как говорят «не перелюбить», ведь любовь тоже имеет свои границы и дети должны знать о дисциплине, твердости характера, финансовой ответственности. Строгость родителей, если она в меру и по поводу, тоже необходима. Ребенок должен осознавать свои ошибки, а сделать правильные выводы вы можете ему помочь. Однако, после наказания, не забывайте сказать ребенку, как он вам дорог и, что вы его очень любите.
Сформировать богатый внутренний мир малыша, развить его собственные таланты и возможности, вроде бы не сложно, но безусловно, не просто. Не сомневайтесь, ваш ребенок самый умный, но без поддержки семьи, без вашей «родительской работы», любви и заботы он не будет уверенным в себе. Поэтому, дорогие родители, чтобы вырастить умного ребенка, начните с себя!
Фельдшер-валеолог УЗ «15-я городская детская поликлиника» Нестерова Н.Е.
Профилактика суицида
Феномен суицида (умышленного лишения себя жизни) представляет собой социальную, медицинскую, психологическую и этическую проблему. И если еще несколько десятилетий назад эта проблема была в нашем обществе строго табуирована, особенно относительно самоубийств среди детей и подростков, то в последние годы данная тема широко обсуждается и привлекает внимание общественности. Число самоубийств среди мужчин на планете в три раза превышает число женских самоубийств. К странам с низким уровнем суицидов относятся Греция, Албания, Египет; средний уровень фиксируется в Австралии, США; высокий - свыше 20 на 100 тысяч населения в год - в странах Балтии, России, Венгрии, Беларуси. Возрастные особенности распространения суицидов в Республике Беларусь совпадают с общемировыми тенденциями: наибольший уровень самоубийств традиционно регистрируется в старших возрастных группах. Вместе с тем, с каждым годом суицид «молодеет». Во многих странах суициды являются третьей по частоте причиной смерти среди подростков. К сожалению, в судебно-психиатрической практике нам приходилось рассматривались случаи суицидов двенадцати-тринадцатилетних детей. Следует отметить, что родители этих ребят никогда не обращались за помощью к специалистам в области оказания психиатрической помощи. Среди причин смертей в детском и подростковом возрасте, связанных с внешними воздействиями, 10% связаны с суицидами.
Специалисты, сталкивающиеся с данной проблемой, педагоги, родители, невольно задаются вопросом: в чем же причина детской суицидальности?
Суицидальное поведение - это ответная реакция на глубинные детские переживания, признание растерянности перед какой-либо объективно или субъективно значимой ситуацией, которую маленький индивид не может разрешить в одиночку. Не следует забывать, что дети и подростки сами по себе очень уязвимы. На их плечи ложатся и школьные нагрузки с огромным количеством новой информации, и порой чрезмерные ожидания взрослых, и самоутверждение в группе сверстников. Ребенка и подростка могут ранить такие вещи, которые взрослыми не всегда воспринимаются как стрессовые факторы: обидные слова, шутки, прозвища, неудача в первых любовных отношениях, в соревнованиях. Дети вообще не имеют еще точных представлений о грани жизни и смерти, поэтому зачастую могут просто не соотнести возможности своего организма с предельно допустимыми и принять, сами того не желая, смертельную дозу таблеток, спрыгнуть с высоты, «не подумав», что это может привести к летальному исходу.
Причины суицидальности детей и подростков очень разнообразны. Суицид, как правило, не вызывается одним фактором, он происходит тогда, когда накапливается комплекс причин.
Многие считают, что суицидальные попытки совершают неуравновешенные люди с психическими расстройствами. Действительно, такое поведение бывает характерно для лиц, страдающих депрессией, биполярным аффективным расстройством, шизофренией, зависимостями от психоактивных веществ, расстройствами, связанными со стрессом. Вместе с тем, в детской практике, как правило, суициды совершаются индивидами со здоровой психикой.
Социальные причины суицидов в детском и подростковом возрасте играют ведущую роль. К ним можно отнести изоляцию, связанную с изъятием из семьи и помещением в госучреждения, тяжелые утраты, бытовые неурядицы. К сожалению, эти причины хоть и являются важнейшими предпосылками детской и подростковой суициальности, однако чаще всего остаются незамеченными окружающими, и, как следствие, ребенок или подросток также остается без специализированной помощи. Среди причин суицидов специалисты называют душевную боль, одиночество, ощущение безнадежности и беспомощности, обиду и недовольство собой (самоуничтожение), стыд за какой-либо совершенный поступок, выражение путем суицида протеста.
Факторами, подталкивающими подростка к суициду, могут быть: развод родителей, смерть одного из них, потеря доверительных отношений в семье, конфликты в школе, материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого «ничего».
Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают мысли покончить с собой. На каждый завершенный суицид приходится примерно 10 попыток самоубийств. При этом если человек уже совершал в прошлом суицидальную попытку, вероятность самоубийства возрастает в десятки раз. Именно по этой причине любые, даже самые «шантажные» и «несерьезные» попытки суицида в детском возрасте не должны оставаться без внимания специалистов. Практикующему же психиатру часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители преднамеренно скрывают от врача порезы на теле детей и подростков, объясняют их бытовым травматизмом, гораздо больше опасаясь не суицидального поведения, а «постановки на психиатрический учет».
Агрессивная реклама в средствах массовой информации и интернете, пропаганда насилия, убийства и самоубийства, деструктивные мультфильмы воздействуют на сознание детей и подростков.
Взрослые должны знать о проблеме детских и подростковых суицидов, суицидальном поведении, не оставлять без внимания суицидальные высказывания и обращать внимание на ряд признаков, сигнализирующих о возможной беде.
На что нужно обратить внимание?
- пониженное настроение (часто расценивается как скука, грусть, тоска, угрюмость);
- безразличное отношение к окружающим;
- беспричинный страх, тревогу;
- постоянное ожидание непоправимой беды;
- потерю интереса к учебе, занятиям;
- частые исчезновения из дома;
- прогулы в школе;
- снижение успеваемости;
- изменение внешнего вида и поведения;
- неряшливый вид;
- молчаливость (не свойственная ранее);
- раздачу личных вещей, особенно любимых;
- потерю аппетита или переедание;
- плохое поведение в школе;
- употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ;
- ощущение безнадежности;
- отрицание хорошего в прошлом;
- отсутствие планов на будущее;
- рассуждение об утрате смысла жизни;
- косвенные намеки о намерении покончить с собой;
- поиск в интернете суицидальной тематики, способов самоубийства, клубов самоубийц.
Следует помнить, что многие дети и подростки (порядка 75 %), оказавшиеся в трудном положении, испытывающие внутренний дискомфорт или душевную боль, не обращаются за помощью к родителям и педагогам, а сами пытаются найти выход из сложившейся ситуации, доверяют свои переживания друзьям. Даже если они ищут возможность высказаться и быть выслушанным, то часто наталкиваются на глухую стену непонимания – их не слышат, не находят времени поговорить, их «беды» не воспринимают всерьёз. Дети с суицидальными мыслями и намерениями нуждаются в помощи психиатров, психологов и психотерапевтов, медикаментозном лечении, индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
При подозрении на попытку суицида нужно:
- не выпускать ребенка или подростка из поля зрения в школе и семье;
- обратиться за помощью к психиатру;
- провести специализированное лечение;
- оградить ребенка от стрессов;
- вселить надежду на возвращение к нормальной жизни.
Родителям необходимо восстановить дружелюбное отношение с ребенком, узнать причину, побудившую его на такой поступок. Говорить нужно как с равным, с пониманием и участием, стремиться понять ребенка, увидеть ситуацию его глазами, быть на его стороне.
Дети - будущее нашего общества. От состояния физического и психического здоровья детей и подростков зависит будущее страны, ее благосостояние. От нас - родителей, педагогов, врачей, зависит, будет ли это будущее светлым и успешным. Давайте начинать работу с детками с момента их рождения в семье, первого появления в детском саду, в школе. Давайте окружим наших детей заботой и вниманием, научимся видеть в них личностей. Взрослые, вспомните о ценностях, которые прививали нам в детстве - уважение к родителям, пожилым, инвалидам, дружбе со сверстниками не по телефону, компьютеру, а при живом общении, в походах, театрах.
Семья должна организовать быт ребенка так, чтобы у него не оставалось свободного времени на плохие мысли и поступки. Эти простые, но такие важные советы сохранят жизнь и здоровье ваших детей.
Телефон экстренной психологической помощи детей и подростков:
(017) 246-03-03
Кринчик Т.Ю., врач-психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук
УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер»
Румянцева Е.Б, врач-педиатр
УЗ «15-я городская детская поликлиника»
Семейные ценности
Семейные ценности.
Наши семьи позволяют чувствовать себя увереннее в жизни, если в семье есть искренние, доверительные отношения, душевное тепло, уважение, мы становимся защищенными от неудач, нам не грозит чувство одиночества. В каждой семье есть свои семейные традиции, которые обычно передаются из поколения в поколение. Это и традиционные обеды в выходной день, поездки на дачу, в лес, прогулки, забота о «братьях наших меньших», украшение новогодней елки и многое-многое другое. Дети чувствуют и осознают, что семья – это надежный маленький мир, где их любят и всегда им рады.
Однако, в современном мире, родители все больше времени уделяют работе, личной жизни, меньше времени остается на семью. Как-то незаметно пролетают часы в интернете, мы реже стали ходить в театр, цирк, кино, общение с детьми часто сводится к вопросам о школе, о еде, о здоровье, проверкой домашних заданий. Мы забываем, что духовные ценности объединяют семью и с потерей семейных традиций теряем чувство близости, сплоченности, взаимопонимания, заботы, любви.
Несколько замечательных женщин, которые больше всего в жизни ценят семью и детей, воспитание детей во взаимопонимании и уважении, стремлении к знаниям, доверии, любви и здоровье, объединились и создали проект «Под знаком здоровья». Идея создания появилась у Ларисы Васильевны Ульяновой, замечательной женщины и администратора Заслуженного коллектива «Республиканский театр белорусской драматургии», которая привлекла в проект специалистов городского Центра здоровья, Гимназии №12 г. Минска, детской поликлиники №15 г. Минска. Цель проекта – воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, а задачи – сохранение и укрепление здоровья детей посредством проведения практических занятий, формирование культуры поведения и эстетического вкуса посредством театрального творчества. Звучит слишком мудрено и скучно, что же скрывается за этими фразами? Дети, вместе с родителями, в субботний день приходят в театр, нарядные и красивые, с праздничным настроением, уже у входа их с улыбкой встречают администраторы театра и направляют в холл, где врачи и фельдшеры-валеологи, врачи-педиатры, педагоги, занимаются с детьми и родителями. Темы занятий разные, для детей в виде игры, просмотра мультфильмов или видеороликов, а затем обсуждение занятия, в форме вопросов и ответов. Для родителей – в виде анкетирования и короткого анализа анкет (причем анкеты заполняются анонимно), предоставления наглядной агитации на темы здорового образа жизни, актуальные темы профилактики простудных заболеваний, питания и здоровья и т.д. Детская аудитория – 1 - 4 классы ГУО «Гимназия №12 г.Минска» и обычные зрители, которые пришли на спектакль по-раньше, до начала спектакля. Активные участники занятий получают призы и подарки. Затем дети и родители направляются в зрительный зал, начинается спектакль и все зрители попадают в сказку. Дети, затаив дыхание, смотрят на сцену, активно реагируют на юмор и слезы главных героев, никто не шумит, не разговаривает и не жует, никаких телефонов и планшетов – ребята сами чувствуют, как нужно себя вести в театре, никто их не одергивает и не читает нотаций. После спектакля – длительные аплодисменты артистам, что тоже увлекает детей, потому что спектакль понравился и ладошек не жалко! Затем, у выхода из зрительного зала, все ребята получают в подарок книжки.
С ребятами происходит чудо, наверное, сама атмосфера театра и ощущение праздника, полученные впечатления, завораживают. Дети чувствуют внимание, которое им уделяют взрослые, и то, что они нарядные, вместе с мамой или папой, а часто и оба родителя присутствуют, в театре, им очень нравиться. Собираясь домой, ребята обсуждают пьесу, говорят о том, что им понравилось и спрашивают у родителей: «А когда следующий раз пойдем в театр?». Скажу честно, ко мне даже в троллейбусе подошли дети с мамой, поинтересоваться, когда будет следующее занятие в театре и как можно попасть на него «неорганизованным» детям.
В семьях восстанавливается немного позабывшаяся традиция посещения театра, дети почувствовали, как это интересно, когда зрители и актеры рядом и можно пообщаться до спектакля и после него, хотя бы на время забыли о компьютерах, родители – отодвинули на время составляющие своей жизни – карьеру, денежные ценности, сложившийся уклад и привычки. Это большой шаг в воспитании детей, приобщении их к культуре вообще и театральному творчеству, формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья.
От всей души хочется сказать «спасибо!» женщинам, которые в свой выходной день, когда у каждого свои семьи, планы и дела, смогли рано утром прийти в театр, установить оборудование, подготовиться к занятиям, организовать работу и работать в этом проекте. Нельзя не вспомнить о Ларисе Васильевне, которая во всем помогает медикам и педагогам и никогда не забывает о подарках для детей. Её искренность, заботу, внимание почувствовали все специалисты, которые принимают участвие в проекте «Под знаком здоровья».
Фельдшер-валеолог «УЗ 15-я городская детская поликлиника» Нестерова Н.Е.